Вязкость смазочных материалов
ВЯЗКОСТЬ — сопротивление жидкости течь под действием приложенных сил, в том числе и сил тяжести. Например, вода имеет вязкость ниже, чем мед и течет более легко. Вязкость связа на с понятием силы сдвига; вязкость может рассматриваться как способность слоев жидкости препятствовать сдвигу одного слоя относительно другого, или сдвигу слоя жидкости относительно твердой поверхности, при их взаимном движении. Сопротивление движению детали в масле связано с поверхностным трением между жидкостью и твердым телом и напрямую зависит от вязкости (иногда говорят: «масло тянется»). Различают вязкости: Кинематическая — мера степени, с которой количество движения передается через жидкость. Она измеряется в стоксах, и Динамическая — отношение усилия, налагаемого на жидкость к степени ее деформации. Она равна кинематической вязкости, умноженной на плотность жидкости. Измеряется в Паскаль в секунду или пуазах.
Вязкость масла, в том числе и моторного, является самой главной характеристикой смазочного материала. От вязкости напрямую зависит толщина и несущая способность масляной пленки или «масляного клина» между трущимися деталями. Чем выше вязкость масла, тем толще и тем большие нагрузки может выдержать образующаяся при взаимном движении деталей масляная пленка. Чем толще пленка, тем реже трущиеся детали приходят в контакт друг с другом, и тем меньше износ этих деталей. А чем меньше износ, тем дольше служат эти детали. Не случайно, на этикетке (лейбле) любого моторного масла самым крупным шрифтом выделяется именно эта формула —SAExW-yz.
Классификация моторных масел по вязкости основана на стандарте SAE J300.
Вязкость моторных масел
Стандарт SAE J300
|
|||||
Сорта вязкости |
Имитатор прокручивания холодного коленвала, максимум (cP) |
Имитатормасляногонасоса, максимум (cP) |
Кинематическая вязкость, (cP) при 100 °C, минимум |
Кинематическая вязкость, (cSt) при 100 °C, максимум |
Вязкость при высоких скоростях сдвига, (cP) при 150 °C миним. |
0W |
6200 @ -35 |
60000 @ -40 |
3.8 |
- |
- |
5W |
6600 @ -30 |
60000 @ -35 |
3.8 |
- |
- |
10W |
7000 @ -25 |
60000 @ -30 |
4.1 |
- |
- |
15W |
7000 @ -20 |
60000 @ -25 |
5.6 |
- |
- |
20W |
9500 @ -15 |
60000 @ -20 |
5.6 |
- |
- |
25W |
13000 @ -10 |
60000 @ -15 |
9.3 |
- |
- |
20 |
- |
- |
5.6 |
9.3 |
2.6 |
30 |
- |
- |
9.3 |
12.5 |
2.9 |
40 |
- |
- |
12.5 |
16.3 |
2.9 (0W — 10W) |
40 |
- |
- |
12.5 |
16.3 |
3.7 (15W — 25W) |
50 |
- |
- |
16.3 |
21.9 |
3.7 |
60 |
- |
- |
21.9 |
26.1 |
3.7 |
cP — сантипуаз, сотая часть пуаза;
cSt — сантистокс, сотая часть стокса
Согласно этому стандарту, все моторные масла делятся на две группы сезонных или «незагущенных» масел —зимние маслаи летние.
Зимние масла имеют в обозначении цифры от 0 до 25 и латинскую букву W (от англ. Winter). Летние масла обозначаются цифрами от 20 до 60.С увеличение значения цифры вязкость увеличивается. Т.е. самым жидким маслом будет масло с вязкостью 0W, самым же густым — SAE 60. Кроме того, существуют «загущенные» масла, например SAE 15W-40. Их еще называют всесезонными маслами. Всесезонные масла при низких температурах имеют вязкость зимнего масла ( в нашем примере это будет SAE 15W), а при высоких температурах — вязкость летнего ( в нашем примере SAE 40).
Загущенные масла
Сейчас незагущенные моторные масла используются весьма редко и в основном как гидравлические и трансмиссионные жидкости во внедорожной технике. Автопроизводители и пользователи давно перешли на ЗАГУЩЕННЫЕ или ВСЕСЕЗОННЫЕ масла, которые при низких температурах имеют невысокую вязкость, позволяющую более легкие запуски при холодной погоде, а при высоких рабочих температурах обладают вязкостью густых летних масел, сохраняющих прочную и толстую масляную пленку между сопряженными деталями. Такие масла, в общем, имеют формулу xW-y, где х — одно из «зимних», а у — одно из «летних» значений. Таким образом, формула, например, SAE 5W-40 обозначает, что данное масло при низких температурах имеет вязкость «зимнего» сезонного масла SAE 5W, а при высоких — вязкость «летнего» незагущенного SAE 40.
Загущенные масла имеют ряд преимуществ перед незагущенными:
- они допускают круглогодичное применение с исключением сезонных замен;
- их «угар» значительно меньше, чем у незагущенных;
- в условиях холодного пуска загущенные масла обеспечивают меньше износ и пр.
Получают загущенные масла введением в «зимнее» масло присадок, называемых модификаторами (или улучшителями) индекса вязкости. Это, как правило, огромные органические молекулы, имеющие пространственную структуру, похожую на моток ниток. При низких температурах эти «мотки» плотно скручены и не мешают (или почти не мешают) маслу течь, сохраняя его жидким (подвижным), а при высоких температурах «мотки» распускаются, как бы превращаясьв клубки или комки, занимая в пространстве больше места и мешая маслу течь, как бы загущая его.
В принципе можно взять самое жидкое «зимнее» масло SAE 0W, нагрузить его большим количеством «улучшителя» индекса вязкости и получить супер-всесезонное масло на все случае жизни — SAE 0W-60. Это такое масло, которое позволило бы заводиться на морозе -40 °С, и ехать через пустыню Атаками при +60 °С. Однако оказалось, что эти огромные молекулы «улучшителя» разрушаются (разрезаются, раскатываются и т.п.) в процессе эксплуатациии тем быстрее, чем выше их концентрация. В результате, всесезонное моторное масло разжижается, так как его вязкость с уменьшением количества «улучшителя» стремится к вязкости используемого «зимнего» масла. В моторных маслах это явление — провал вязкости — наблюдается в самом начале эксплуатации свежего масла (1000-2000 км или 30-50 мото-часов). Затем в масле начинают накапливаться продукты окисления, загрязнении, сажаи т.п. и моторное масло начинает загущаться, но уже по совсем другой причине.
Конечно, химики и формуляторы моторных масел стремятся получить вещества, используемые в качестве «улучшителей», как можно более устойчивые к явлению «среза». И достигли на этом пути некоторых успехов. Однако, более устойчивыми из них будут те масла, которые содержат небольшие количества «улучшителя», например SAE 15W-40, или SAE 5W-20. А меньше улучшителя требуют те масла, которые изготовлены из базовых масел с высоким природным индексом вязкости, например из НТ масел Petro-Canada. Такие же масла, как SAE 5W-60, например,у меня вызывают скепсис — они имеют такие характеристики, пока не были в работе. В работе же они очень скоро станут 5W-40, 5W-30 или еще жиже, и соответственно не смогут защищать от износа детали двигателя при высоких температурах эксплуатации. Потому что — толщина «масляной» пленки между сопряженными движущимися деталями будет прямо пропорциональ на густоте (или вязкости) используемого масла. Т.е. чем масло гуще, тем толще пленка между смазываемыми деталями, тем выше нагрузки выдерживает эта пленка, и тем меньше износ этих деталей. Хотя, с другой стороны, чем гуще масло, тем выше трение и тем больше на до сжечь топлива для совершения нужной работы. Однако вся наша жизнь — сплошной компромисс!
Вернемся к стандарту SAE J300.
Стандарт говорит, что если какое-то моторное масло на вискозиметре CCSпри температуре —20 °C имеет вязкость менее 7 000 сР, на вискозиметре MRVпри температуре -25 °C имеет вязкость менее 60 000 сР, его кинематическая вязкость при 100 °C лежит в диапазоне от 12.5 сСт до 16.3 сСт, а вязкостьпри высоких скоростях сдвига при температуре 150 °C (HSHT) более 3.7 сР. (выделеновтаблице желтым цветом), то это масло имеет вязкость SAE 15W-40.
Или по-другому, если масло имеет вязкость SAE 15W-40, то оно на вискозиметре CCS при температуре —20 °C должно иметь вязкость менее 7 000 сР, на вискозиметре MRV при температуре -25 °C иметь вязкость менее 60 000 сР, иметь кинематическую вязкость при 100 °C в диапазоне от 12.5 сСт до 16.3 сСт, а вязкость при высоких скоростях сдвига при температуре 150 °C (HSHT) должна быть более 3.7 сР.
Сложно, не понятно, что за вискозиметры, где их взять и как измерить … Как же быть бедному крестьянину?
Из формулы вязкости SAE можно получить практическую пользу — установить температурный диапазон применимости моторного масла данной вязкости.
На сегодняшний день, если от «зимней» вязкости данного всесезонного моторного масла отнять 40, то получим минимальную температуру гарантированного пуска. Например, у нас всесезонное моторное масло с вязкостью 5W-30. Минимальной температурой гарантированного пуска будет: 5 — 40 = -35 °C.
Это значит, что если на масле данной вязкости при этой температуре двигатель запустится, то он гарантировано получит смазку. Ни в коем случае не считать это минимальной температурой, при которой двигатель обязан заводиться. Процесс запуска двигателя связан с большим количеством факторов, которые не имеют отношенияк маслу и его вязкости. Это и заряженность аккумуляторной батареи, это и техническое состояние стартера, это и регулировка топливной системы и много другое. В конце концов, это зависит от прокладки между рулем и спинкой сиденья. Но если двигатель на этом масле заведется при этой температуре, его детали гарантировано получат смазку. Это связано с тем, что масло, прежде чем попадет к местам смазки, должно самостоятельно затечь в приемник масляного насоса. И тогда оно будет доставлено к смазываемым узлам. Понятно, что если моторное масло при этой температуре не будет течь под действием сил тяжести (будет иметь слишком высокую вязкость), то оно не попадет в масляный насос и к местам смазки. Двигатель будет работать « на сухую». И поэтому мы говорим, что если моторное масло имеет вязкость SAE 5W-30, то минимальной температурой гарантированного пуска будет температуране ниже -35 °C.
Если внимательный читатель обратится к стандарту SAE J300, то он может заметить, что этой минимальной температуре гарантированного пуска соответствует динамическая вязкость в 60 000 сР. Считается, что масло при такой вязкости еще течет, т.е. сохраняет свойства жидкости. При немного более низкой температуре, вязкость стремительно нарастает и масло уже не течет.В народе говорят — «масло замерзло». Поэтому вязкостьв 60 000 сР считается граничнойв текучести моторных масел.
Но это в стандарте. В реальности, современные моторные масла при таких граничных температурах часто имеют вязкость заметно меньше 60 000 сР. Эти данные можно найти в описании характеристик продуктов, где приводится вязкость при низких температурах. Например, моторное масло Petro-Canada DURON Synthetic 5w-40 при температуре -35 °C имеет вязкость 23 320 сР и ВНИМАНИЕ! при -40 °C ( в стандарте SAE J300 измерения при такой температуре для вязкости 5W не производятся) — 47 864 сР! Иначе говоря, реальное масло имеет минимальную температуру гарантированного пуска не -35 °C, как в стандарте, а -40 °C, т.е. на 5 градусов ниже!
Что же касается максимальной температуры окружающего воздуха для масла данной вязкости, то она практически совпадает со вторым числом в формуле вязкости SAE.Для масла, взятого в пример, в данном случае SAE 5W-30 максимальной температурой окружающего воздуха будет +30 °C. Однако, если это моторное масло синтетическое (т.е. имеет большой индекс вязкости), то максимальную температуру можно увеличить на 10 °C, в нашем примере до +40 °C.
Максимальная температура использования моторного масла данной вязкости связана с минимальной толщиной масляной пленки между трущимися деталями. Горячее масла из картера, подогреваемого раскаленным асфальтом, поступает к узлам смазки, где от раскаленных деталей и от давления нагревается еще больше. (Помним —чем выше температура масла, тем ниже его вязкость, тем тоньше «масляный клин»).Масляная пленка истончается. В конце концов, она может достигнуть величины не обеспечивающей надежной защиты трущихся деталей от износа. Поэтому в качестве опорной точки берется температура окружающего воздуха.
Но для простого потребителя моторных масел такие данные чаще всего не доступны. Поэтому давайте не будем рисковать, а будем пока опираться на стандарт SAE J300 и следующие из него минимальные температуры применимости моторных масел в зависимости от вязкости.
Итак, минимальной температурой применимости моторного масла будет температура в градусах Цельсия, равная числу перед буквой W в формуле вязкостипо SAE, минус 40.
Итак, для выбранного в качестве примера моторного масла с вязкостью SAE 5W-30 диапазон его использования будет от -35 до +30 °C. Если это масло на синтетической основе, то от -35 до +40 °C.
Для тренировки, определите температурный диапазон для масел с вязкостью SAE 0W-40 (это обычно синтетики), SAE 15W-30, SAE 25W-50 (ответы ниже курсивом)
SAE 0W-40 — от -40 до +50 °C; SAE 15W-30 — от -25 до +30 °C; SAE 25W-50 — от -15 до +50 °C.
Зная это можно определить, какую вязкость всесезонного масла предпочтительно использовать в том или ином географическом регионе. В регионах с очень холодными зимами и относительно прохладным летом лучше использовать масла с вязкостью SAE 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40. Для южных районов можно применять масла SAE 20W-40, 25W-50. Но если Вы собираетесь участвовать в ралли Париж-Дакар наверное лучше будет выбрать сезонное незагущенное моторное масло SAE 50 или SAE 60!
Как же быть в районах с очень сильными морозами, например Магадан или Верхоянск, где -50 ÷ -55 °C не редкое явление.
Моторных масел, текущих при этих температурах еще не изобрели. В этом случае самое простое решение — теплый гараж. Или системы предварительного подогрева двигателя (только не паяльная лампа под картер!). В не столь уж сильные морозы хорошие результаты дает 100-ватная лампочка на ночь под укрытый пологом моторный отсек.