Судовые масла и смазки

Судовые масла применяют в судовых двигателях.
Судовые двигатели могут быть тронковыми (когда шатун непосредственно присоединяется к поршню) и крейцкопфными (когда верхняя часть шатуна присоединяется к крейцкопфу — специальной скользящей конструкции, которая соединяется с поршнем штоком. 
Крейцкопфные двигатели позволяют снизить износ цилиндра и поршня, поскольку они освобождены от боковых усилий; зато тронковые двигатели намного меньше по размеру и весу. В настоящее время крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах. 
Отличительная особенность судовых масел - хорошая влагостойкость.
В России потребляется примерно 50 тысяч тонн судовых масел в год, что составляет 5% от потребления всех масел.

1. Масла для судовых и стационарных силовых установок отечественного производства.

Масло М-14В2 ГОСТ 12337-84 изм.1-6   применяется в системах смазки двух- и четырёхтактных тепловозных и судовых дизелей и дизелей карьерных самосвалов.

Масла М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС ГОСТ 12337-84 изм.1-6  предназначены для применения в главных и вспомогательных тронковых судовых дизелях. Масло М-14Г2ЦС применяют также в тепловозных дизелях типа чн 26/26. Масло М-16Г2ЦС используется также для смазки цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей при их работе на топливе с содержанием серы до 1,5%, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/.

Наименование ГОСТ М-10Г2ЦС

М-14Г2ЦС

М-16Г2ЦС

М-14В2

API

СС

СС

СС

СВ

SAE

SAE 30

SAE 40

SAE 40

SAE 40

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2

10,0-11,0

13,5-15

15,5-17

13,5-14,5

Индекс вязкости, не менее

92

92

92

85

Температура застывания, °С, не выше

-10

-10

-10

-12

Щелочное число, мг КОН/1г, не менее

9

9

9

4,8

Зольность сульфатная, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,2

Массовая доля активных элементов, % не менее
Ca

-

0,28

0,28

0,23

Zn

0,045

0,045

0,045

0,045

P

-

0,04

0,04

0,04

 

 

Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов. 
Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС- для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %.
Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46.
Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей. Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.)

Масло М-20Е70 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 - минеральное масло с композицией присадок. Предназначено для смазывания цилиндров крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования при работе на тяжелых топливах с содержанием серы до 5%, в том числе для дизелей иностранного производства. 

Масло М-16Е30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 - минеральное базовое масло М-16 с композицией присадок. Применяется для смазочных систем цилиндров крейцкопфных дизелей невысокой степени форсирования, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/, при работе на дизельных дистиллятных или тяжелых топливах с содержанием серы до 2,0%.

Наименование ГОСТ

М-20Е70

М-16Е30

SAE

SAE 50

SAE 40

API

 

 

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2

20,0-23,0

15,0-17,0

Индекс вязкости, не менее

90

90

Температура застывания, °С, не выше

-12

-12

Щелочное число, мг КОН/1г, не менее

70

30

Зольность сульфатная, %, не более

10,5

5,0

Массовая доля кальция, % не менее

2,8

1,7

 

 

1.3. Масла отечественного производства для тронковых двигателей, работающих на мазутах

Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 ГОСТ 12337-84 изм.1-6  являются минеральными маслами из сернистых нефтей с присадками, улучшающими смазывающие, антикоррозийные и антиокислительные свойства. Масла предназначены для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем при использовании тяжелых сернистых топлив с содержанием серы до 2,5-3,0%.

Масло М-14ДЦЛ30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6  представляет собой минеральное базовое масло с композицией присадок. Используется для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-14/SAE 40/, при работе на топочных мазутах 40 и 40В и других топливах с аналогичными физико-техническими показателями и содержанием серы более 2,5-3,0%.

Наименование ГОСТ

М-10ДЦЛ20

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30

SAE

SAE 30

SAE 40

SAE 40

API

CD

CD

CD

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2

10,0-11,0

13,5-15

13,5-15

Индекс вязкости, не менее

92

92

92

Температура застывания, °С, не выше

-10

-10

-10

Щелочное число, мг КОН/1г, не менее

18

18

27

Зольность сульфатная, %, не более

3

3

4,6

Массовая доля активных элементов, % не менее
Ca

0,65

0,65

1

Zn

0,045

0,045

0,045

P

0,04

0,04

0,04