Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. 
Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Для обеспечения нормальной работы агрегатов трансмиссии масло должно обладать определенной вязкостью и совокупностью эксплуатационных свойств, которые отражаются в различных классификациях и спецификациях. 
Трансмиссионные масла применяются в механических коробках передач (МКП), раздаточных коробках, ведущих мостах, то есть в тех агрегатах, в которых крутящий момент двигателя передается зубчатыми колесами. К тому же эти масла используются в гидромеханических передачах — гидроусилителях рулевого управления (ГУР) и автоматических коробках передач (АКП). 
Функции трансмиссионных масел:
▪ предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений; 
▪ снижение до минимума потерь энергии на трение; 
▪ отвод тепла от поверхностей трения; 
▪ снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок; 
▪ масла не должны быть токсичными. 
Необходимые характеристики трансмиссионных масел:
▪ иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства; 
▪ обладать высокой антиокислительной стабильностью; 
▪ иметь хорошие вязкостно-температурные свойства; 
▪ не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии; 
▪ иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой; 
▪ обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями; 
▪ иметь хорошие антипенные свойства; 
▪ иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения. Классификация трансмиссионных масел
Как и моторные, трансмиссионные масла классифицируют по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств. 
Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85.
По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости.
Например, в маркировке масла ТМ-5-18 
ТМ означает начальные буквы русских слов "трансмиссионное масло",
первая цифра - группа масла по эксплуатационным свойствам, 
вторая цифра - класс вязкости масла.

Трансмиссионные масла класса вязкости 18 

Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 18

Показатели

ТЭп-15

ТСп-15К

ТАп-15В

ТСп-14гип

ТАД-17и
Вязкость:
кинематическая, мм2/с, при температуре

50 °С

-

-

-

-

110-120

100 °С

15,0+1

15,0+1

15,0+1

>=14,0

>=17,5

динамическая, Па•с,

при -15 (-20) °С, не более

200

75

180

(75)

-

Индекс вязкости, не менее

-

90

-

85

100

Температура,°С:

вспышки в открытом тигле, не менее

185

185

185

215

200

застывания, не выше

-18

-25

-20

-25

-25

Массовая доля, %:

механических примесей, не более 0,03 0,01 0,03 0,01 Отсутствие
  Следы

воды

Следы Отсутствие Следы

фосфора, не менее

0,7 (2,8) 1,6 -  
серы 3,0 - - - 1,9-2,3

Водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие - Отсутствие - -

Испытание на коррозию пластинок в течение 3 ч:

из стали и меди при 100 °С

Выдерживает

из меди при 120 °С, баллы, не более

- - -

Зольность, %

10,3 - - - m0,3
Кислотное число, мг КОН/г, не более - - - - 2.0
Стабильность на приборе ДК-НАМИ (140 °С, 20 ч):

изменение кинематической вязкости при 100 °С, %, не более

25,0 7,0 - - -

осадок в петролейном эфире, %, не более

0,7 0,005 - - -

Склонность к пенообразованию, см3, не более, при температуре:

24 °С

- 300 - 500 100
94 °С - 50 - 450 50
24 °С после испытания при 94 °С - 300 - 550 100
Смазывающие свойства на ЧШМ:
индекс задира, Н, не менее - 539 490 588 568

нагрузка сваривания, Н, не менее

- 3479 3283 3920 3687
показатель износа при осевой нагрузке 392 Н, (20+5)°С, 1 ч, мм, не более 0,55 0,50 - - 40
Цвет, ед. ЦНТ, не более - - - 6,0 5,0
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 950 910 930 910 907

 

 

Область применения охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и другие виды мобильной техники, а также некоторые виды тяжелых редукторов промышленного оборудования. 

Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79) Применяют в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом. 
Рабочий температурный диапазон масла -20...+100 °С. 
Масло ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) - трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. 
Работоспособно длительно при температурах -20...+130 °С. 
Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79) - применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 130 °С. В средней климатической зоне используют всесезонно при температуре 
до -25 °С. 
Масло ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном, семейства ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла -25...+130 °С. 
Масло ТАД-17и ( ГОСТ 23652-79) - универсальное минеральное. 
Работоспособно до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности 130-140°С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники. 
Трансмиссионные масла без присадок, в последние годы, производят и применяют чрезвычайно редко для устаревших видов техники. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания.
Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола - зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания. 
Рыночный ассортимент трансмиссионных масел сегодняшнего дня, заметно сократился. Совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп -15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

Гидромеханические коробки передач
Основным сортом, применяемым в России для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-79). Это масло имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. 
Для автомобилей, эксплуатируемых в северных районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38.401494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели — работоспособно
до -50 °С. 
В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях рулей, используют масло марки Р, выпускаемое по тем же ТУ, что и масло марки А. Применяется оно в качестве всесезонного в умеренной климатической зоне.

Основные показатели масел для гидросистем автомобилей

Показатели

 

Для гидротрансформаторов и автомеханических передач

Для гидроусилителя руля

Марка А

МГТ

Марка Р

Вязкость кинематическая (ммУс) при температуре:

 

 

 

50 °С

20-30

-

12-14

100 °С

-

6-7

-

-20 °С

2100

-

-

Вязкость динамическая при температуре -50 °С - не более, Пас

-

400

-

Температура вспышки - выше, °С,

175

160

163

Температура застывания - ниже, °С

-40

-55

-45

Испытания на коррозию стальных пластин

Выдерживает

Испытание на коррозию пластинок из стали и меди

Выдерживает

Увеличение массы резины после выдерживания ее в масле в течение 72 ч при температуре 130 °С - не более, %:  
марка 81-90 2 - -
марка В-1И - 5,0 2,5
Испытание на вспенивание при температуре 125 °С Пена должна исчезать не более, чем через 30 с
Индекс задира, Из - 40 2
Критическая нагрузка, Н 720 900 -
Нагрузка заедания, Н 2240 2000 -
Диаметр пятна износа, мм (4 ч, 200 Н) 0,55 0,50 -

 

 

*Многие НПЗ и российские фирмы помимо масел, выпускаемых по ГОСТам и общеотраслевым техническим условиям, вырабатывают трансмиссионные масла под своей торговой маркой по собственным техническим условиям. Разработка ТУ предприятия-изготовителя связана с тем, что масло не по всем показателям отвечает требованиям ГОСТов на масла аналогичного назначения. Однако изготовление трансмиссионного масла по ТУ возможно лишь в том случае, если на него в установленном порядке оформлен допуск к производству и применению. 

Зарубежные классификации трансмиссионных масел Так же как моторные трансмиссионные масла классифицируются по общепринятым международным стандартам SAE (по вязкости) и API (по эксплуатационным свойствам). Это облегчает выбор конкретного масла, так как в ГОСТовском обозначении достаточно трудно определить температурный диапазон применения трансмиссионных масел.