Классификация пластичных смазок NLGI

NLGI_logoNational Lubricating Grease Institute (USA) 

Американский национальный институт пластичных смазок

Первый параметр, которым оперирует одноименная классификация, это «консистенция смазки» (проще говоря, степень ее густоты). В соответствии с методикой института, при помощи лабораторного мето да «рабочей пенетрации» измеряется густота. Опреде ление этого параметра производится с помощью пенет рометра с конусом, который опускают на пять секунд в смазку при температуре 25°С. Глубина погружения кону са измеряется и выражается в десятых долях миллимет ра. Обычно пенетрацию определяют как у перемешан ной, так и не перемешанной смазки. Разница этих пока зателей характеризует стабильность смазки и способ ность выдержать механические нагрузки. Кроме того, чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка.

Существует девять категорий от 000 до 6:

- категории 000 и 00 являются полужидкими смазка ми, использующимися в качестве альтернативы мас лам в механизмах и централизованных системах смаз ки с малым сечением подающих каналов (например, в двигателях современных грузовиков)
- 0 и 1 категории для применения в главных центра лизованных системах смазки (например промышлен ное оборудование, грузовые автомобили)
- категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников (заметим, что категория 2 наиболее распространена среди пластичных смазок для легково го транспорта);
- категории 4 и 6 представляют исключительно гус тые смазки и используются редко.

Помимо деления согласно показателю консистенции, NLGI разбивает смазки на категории качества. Для оп ределения соответствия тому или иному классу поми мо консистенции определяется температура каплепа дения, а также стойкость к окислению и испарению, из менению консистенции, антикоррозионных свойств, совместимость с эластомерами, низкотемпературный момент вращения и т.д. Рассмотрим представленные NLGI категории подробнее.

Смазки категории NLGI LA используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.

Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Они должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также беречь шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.

Смазки категории NLGI LB используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима.

Тяжелым называется такой режим,когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от 40°C до +120°C при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.

Смазки категории NLGI GA используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации. Требования к качеству: Смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от 20°C до +70°C. Дополнительных требований нет.

Смазки категории NLGI GB используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Требования к качеству:
смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от 40°C до +120°C и даже до +160°C. Должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать
подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.

Смазки категории NLGI GC используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в тех автомобилях, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп -старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от 40°C до +160°C и даже до +200°C. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же мо гут быть использованы и смазки NLGI NLGI 1 и NLGI 3.

Для обозначения категорий смазок NLGI использует символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC LB. Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на эти кетке или в описании обычно указываются символы ка тегории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе амери канская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, используется редко, анало гичной европейской системы нет.

 

Класс NLGI Число (0,1 мм) 
пенетрации
Консистенция Область
применения
000 445-475 очень жидкая закрытые зубчатые передачи
00 400-430 жидкая
0 355-385 полужидкая центральные смазочные системы
1 310-340 очень мягкая
2 265-295 мягкая шариковые/роликовые подшипники
3 220-250 полутвердая высокоскоростные подшипники
4 175-205 твердая
5 130-160 очень твердая открытые зубчатые передачи
6 85-115 особо твердая